.
Полевой подвижной госпиталь № 4341


Ждала сына и ухаживала за ранеными

В 2020 году благодаря усилиям поисковиков, администрации Воленского сельского поселения Новоусманского района и наших добрых друзей из газеты «Новоусманская нива» удалось не только поставить на учёт госпитальное захоронение в посёлке Ракитное, но и отыскать некоторых родственников бойцов, что покоятся там.
Мы продолжаем публикацию материалов   корреспондента газеты «Новоусманская нива» Ольги Рындиной о полевом госпитале № 4341.

Жительница Ракитного во время войны отказалась ехать в эвакуацию и работала в госпитале. Память о тех событиях сохранилась во многом благодаря Наталье Павловне Ловягиной, которая в годы войны ухаживала за раненым солдатами.

Читала по-французски без словаря

Наталья Ловягина родилась 28 августа 1889 года в Ракитном в семье лесничего Павла Ефимовича Ошевнева. После окончания 9 классов Усманской гимназии девушка мечтала продолжить учёбу и стать врачом, но родители не хотели, чтобы она уезжала от них, и не разрешили.

В 1908 году девятнадцатилетняя Наталья вышла замуж за Ивана Ловягина, который приехал в Ракитное и так же, как и её отец, работал лесничим. В семье Ловягиных родились трое детей: Александра, Олимпиада и младший сын Владимир.

Как вспоминает Наталья Дорохова, дочь Олимпиады, образование у бабушки было настолько хорошее, что она могла читать книги на французском языке без словаря. В аттестате, который до сих пор хранится в семье, по этому предмету у неё стоит «отлично». — Наталья Павловна была разносторонним человеком, занималась воспитанием детей, пела и играла на гитаре, имела широкий круг общения и прекрасно готовила, — говорит Наталья Анатольевна. — Бабушка рассказывала, что даже пыталась создать театр среди рабочих лесного хозяйства, но люди её не поддержали.

Наталья Ловягина всю жизнь была очень активным человеком, любила устраивать праздники, в доме всегда было много гостей. Каждый год организовывала в лесничестве ёлки для детей. Её муж Иван Иванович, наоборот, любил уединение и тишину. Более 40 лет он проработал в лесном хозяйстве, был грамотным специалистом и уважаемым человеком. Ловягины воспитывали внучку Наталью, рано потерявшую родителей. Иван Иванович всячески её баловал. Во дворе построил настоящий маленький дом для игр. Ходил с ней на прогулки по лесу, рассказывая о животных и растениях.

Известие о захоронении сына пришло через сорок лет

В августе 1941 года младшему сыну Ловягиных Владимиру из Рождественско-Хавского районного военного комиссариата доставили повестку в действующую армию. Вместе с родными его провожала невеста — балерина Воронежского театра. — Прабабушка рассказывала, что Владимир с детства помогал отцу управляться с лесным хозяйством, был охотником и великолепным стрелком, — рассказывает Татьяна Дьякова, дочь Натальи Дороховой. — В 1937 году поступил в Воронежский лесотехнический институт, на фронт ушёл прямо со студенческой скамьи. Долгое время от него не было никаких писем. И лишь в 1943 году пришло известие, что Владимир Ловягин пропал без вести в декабре 1941 года.

Дети Ловягиных слева направо: Александра, Владимир и Олимпиада

Помогала медикам в госпитале

В 1942 году, после того, как фашисты заняли правобережную часть Воронежа, всех жителей Ракитного эвакуировали, а лесничий и его жена остались. Известно, что с 15 сентября 1942 года по 15 января 1943 года в Ракитном дислоцировался полевой подвижной госпиталь № 4341.

Наталья и Иван Ловягины, 1949 год

— В доме бабушки в то время останавливались офицеры тех воинских частей, которые стояли на кордоне, — говорит Наталья Анатольевна. — Бабушка как-то вспоминала, что в минуты отдыха учила денщика (возможно, водителя. — Прим. ред.) готовить вареники с вишнями, которые любил командир. Наталья Ловягина, помня о своём пропавшем на войне сыне, с особым трепетом относилась к раненым, которые находились в госпитале, и помогала ухаживать за ними. В мирное время она почти не вспоминала о тех событиях и мало о чём рассказывала внучке. Но она общалась с семьями врачей-хирургов, переписывалась с военными, с которыми, возможно, познакомилась в то время. Начальник военного госпиталя капитан медицинской службы Самуил Мейф в одном из своих писем указывал, что захоронение погибших солдат и офицеров было огорожено. Со временем деревянная оградка разрушилась. Мария Кустова — соседка Ловягиных рассказывала, что Наталья Павловна опасалась, что о захоронении в ракитненском лесу могут совсем забыть. Будучи в преклонном возрасте она показала девочке Маше и её подружке, где хоронили солдат, и очень просила запомнить это место. Тогда на могилках были земляные холмики. Со временем их разрыли кабаны, могилки сровнялись с землёй и затерялись в лесу. Про госпитальное захоронение, где покоятся тела 55 солдат и офицеров, в нашем районе знала только Наталья Павловна — очевидец тех событий. Тонкая нить между поколениями не оборвалась только благодаря её неравнодушию и состраданию. И спустя 77 лет ракитненское кладбище времён войны удалось найти. — И теперь, когда мы нашли это забытое захоронение, мы вместе с родственниками солдат можем поклониться их могилам, воздать им честь за их самозабвенный подвиг, — говорит старший специалист администрации Воленского сельского поселения и активный участник поисков госпитального захоронения Людмила Киреева. — На сегодняшний день участники поискового отряда «Патриот» нашли родственников восьмерых бойцов. И нет ни одного солдата, которого не искали бы дети, внуки и правнуки...

 | Распечатать